Для многих именитых режиссеров Ирина Розанова стала счастливым талисманом, ведь фильмы, где она принимает участие, обязательно будут отмечены на разных конкурсах и кинофестивалях. Сыграв немало звездных ролей, актриса всегда пропускала через себя судьбы своих героинь, отмечая при этом немало общих черт с ними. Являясь эмоциональным и решительным человеком с самобытной красотой, она и сейчас по-прежнему влюблена в работу, благодаря чему пополняет свою творческую биографию новыми работами.
С годами Розанова научилась принимать жизнь со всеми ее проблемами и сложностями, что позволяет ей выстраивать с окружающими людьми гармоничные отношения.
Детские годы и выбор будущей профессии
Появление на свет будущей звезды кино произошло в 1961 году в Пензе, но вскоре вся семья сменила место жительства, поселившись в Рязани. Малышку нарекли в честь бабушки Ирины, которая воспитала семерых детей. Ее отец, Юрий Розанов, родом из Костромы, еще в молодости тралил мины в Северном море. Списавшись на берег по состоянию здоровья, он вернулся в родные места, где и познакомился с мамой актрисы, Зоей Беловой, которая после окончания московского театрального училища не осталась в столице, а предпочла Кострому. Благодаря влиянию мамы, отец также приобрел актерское образование, после чего родители Розановой вместе служили в Рязанском драматическом театре. Кроме актрисы, в семье подрастал также ее старший брат Павел.
Маленькая Ирина росла шустрой и активной девочкой, часто бывая с отцом в лесных походах и на рыбалке. Являясь закулисным ребенком, она вместе с родителями каталась по городам со спектаклями. Неудивительно, что ее первое появление на театральной сцене случилось в 5-летнем возрасте, когда в спектакле «Дженни Герхард» срочно понадобилась девочка для роли дочери героини Весты. Юная актриса занималась также в музыкальной школе, после окончания которой поступила в музучилище. Но стать музыкантом ей было не суждено, так как девушка решила пойти по стопам родителей. Она уехала в Москву, где подала документы в разные театральные вузы. Проходя прослушивание в Щепкинском училище, Ирина не смогла справиться с волнением, из-за чего плохо прочитала стихотворение и не прошла по конкурсу.
Она вернулась домой и, чтобы не терять время даром, устроилась в театр, где не только принимала участие в массовке, но и приводила в порядок сценические костюмы. Мама актрисы переживала за дочь и старалась хоть чем то помочь ей, написав в тайне письмо одному известному театральному педагогу. Через некоторое время Розанова смогла все же поступить в ГИТИС: по рекомендации профессионального актера она подготовила к вступительным экзаменам номер, который соответствовал ее внешнему облику. Став студенткой, девушка обосновалась в снятой родителями комнате, а вместе с ней поселилась туда и ее няня Лиза.
Успешная кинокарьера
Получив образование, выпускница ГИТИСа стала служить в Театре Маяковского, где ей приходилось играть еще в студенческие годы. Именно в тех стенах Ирине удалось поработать и тесно пообщаться с легендарной личностью – Натальей Гундаревой, которая сыграла немалую роль в развитии ее актерской карьеры на сцене. Именно она посоветовала молодой актрисе принимать участие в телесериалах, предчувствуя их большую популярность в то время. Позднее Розанова также играла на сцене театров на Малой Бронной и Ленкома, а в настоящее время занята в антрепризных постановках.
Сотрудничество с кинематографом стало для нее более успешным и плодотворным, чем театральная деятельность. Первая популярность пришла к Ирине в 28-летнем возрасте, когда она сыграла роль Симы по кличке «Гулливер» в нашумевшей картине «Интердевочка». Петр Тодоровский сразу отметил талант молодой актрисы, благодаря чему пригласил ее в свою следующую работу – фильм «Анкор, ещё анкор!», вышедший на экраны в 1992 году.
За роль медсестры Любы Антиповой она была отмечена жюри кинофестиваля «Созвездие», получив приз как лучшая исполнительница главной женской роли. Но и после этих ярких работ Ирины интерес к ее таланту перевоплощения у режиссеров и зрителей не угас, благодаря чему в ее фильмографии появились такие персонажи, как Наташа (она же баронесса фон Деринг) из исторической картине «Петербургские тайны», преуспевающий адвокат Елена из мелодрамы «Любовница, мать Марка из мелодрамы «Провинциалка», Антонина в картине «Террор любовью», Лидия Горина в сериале «Катерина. Возвращение любви», Екатерина Первая в телесериале «Петр Первый. Завещание», Екатерина Фурцева в сериале «Фурцева. Легенда о Екатерине» и многие другие.
Розановой приходилось перевоплощаться не только в положительных, но и отрицательных героинь. В фильме «На тебя уповаю» ей досталась роль жестокой воспитательницы детского дома. Когда эта картина вышла на экраны, актрисе пришлось выслушать немало нелицеприятных слов, однако, были и слова благодарности, так как многие зрителям посмотрели на себя со стороны, прекратив после просмотра фильма бить своих детей. Ради роли Ирина согласна на многое: сыграть уродливую старуху, постричься налысо, покраситься в другой цвет, но только вот поправиться на несколько килограммов она никогда не согласится.
Из последних ее работ можно отметить роли в таких сериалах, как «Челночницы», «Девичник», «Жили-были», «Садовое Кольцо», где актриса сыграла не только главных, но и второстепенных героинь. В настоящее время в ее копилке насчитывается более 150 картин, но она продолжает активно сниматься. В 2018 году рабочий график Розановой по прежнему плотный, что позволит ей представить на суд зрителей сразу несколько ролей. Она занята в таких проектах, как «Челночницы-2», «Крепость Бадабер», «Родные люди», «Бедная девочка» и других.
Романы и отношения с бывшими возлюбленными
Высокая статная красавица (ее рост – 180 см) всегда пользовалась большим вниманием противоположного пола. Ее первой любовью был одноклассник Сергей Пантюшин, которому родители девушки доверяли безгранично. После школьного выпускного вечера дороги молодых людей разошлись, но еще долгое время в ее памяти оставался этот красивый и светлый роман. Сейчас бывший возлюбленный со своей семьей живет в Анапе, они иногда созваниваются, кроме этого, Ирина хорошо знакома с его женой.
Ее первым мужем стал Евгений Каменькович, ныне известный режиссер, с которым они познакомились во время учебы в ГИТИСе. Этот брак продержался всего пару лет, а затем супруги развелись, не выдержав бытовых трудностей. Вскоре у нее случился служебный роман: на съемках фильма «Гамбринус» на молодую красавицу обратил внимание режиссер Дмитрий Месхиев. Эти отношения продлились несколько лет, но влюбленные так и не сходили в ЗАГС. Со вторым мужем, продюсером Тимуром Вайнштейном, она повстречалась на кинофестивале в Каннах. Вскоре роман перерос в брак, причем оба супруга мечтали пополнить свою семью детьми. Но получилось так, что у актрисы случился выкидыш, после чего в ее отношениях с мужем произошел разлад. Супруги почти не виделись, так как оба с головой ушли в работу.
После развода Розанова все же смогла вновь наладить личную жизнь, встречаясь с оператором Григорием Беленьким. Их отношения начались во время съемок в картине «Дети понедельника», а через некоторое время они сыграли свадьбу, которую организовали на даче Эльдара Рязанова. Многие коллеги считали их пару крепкой и дружной, но, к сожалению, и этот брак актрисы был обречен. Бывшие супруги так и не признались, почему распалась их семья, считая, что никто не должен знать подробности их семейной жизни.
В 2006 году Ирина снималась у режиссера Бахтиера Худойназарова в картине «Танкер ‘Танго», но одновременно развивался и их роман. Влюбленные предпочли не связывать себя узами брака, к тому же, сам режиссер часто уезжал в Германию, а звезда сериала «Фурцева. Легенда о Екатерине» оставалась в России. Целых пять лет гражданские супруги ездили друг к другу в гости, но вскоре настал период, когда эти отношения исчерпали себя. Весной 2015 года стало известно о смерти Худойназарова, который умер от онкологии. В дни болезни Розанова часто ездила к режиссеру, стараясь его поддержать в трудный час.
Все бывшие мужья остались для нее преданными и близкими друзьями. Даже не живя с ними под одной крышей, актриса не переставала о них заботиться. Главной причиной всех разводов с мужьями Ирина считает тот факт, что она так и не родила им детей. Несмотря на то, что она не стала мамой, Розанова смогла реализовать свою нерастраченную материнскую любовь. Сначала она нянчилась с племянницами Анной и Натальей, дочерьми ее брата, а затем с их детьми. Сейчас много свободного времени звезда кино проводит с любимыми внуками, Егором и Макаром. Она не исключает, что встретив интересного мужчину, снова захочет влюбиться, а пока наслаждается спокойствием и умиротворением.
Секреты стройной фигуры и образ жизни
Еще до съемок в фильме «Анкор, еще анкор!» Ирина решила бросить курить, после чего ее потянуло на сладости. Уже располневшей, актриса приступила к съемкам в фильме Петра Тодоровского, который был только рад ее фигуре. Однако, она смогла все же значительно снизить вес, когда снималась в сериале «Петербургские тайны». После преображения многие зрители не всегда признавали в ней известную актрису, так как привыкли видеть ее на экране пышнотелой красоткой. Справиться с лишним весом Розановой удалось самой, без рекомендаций диетологов и врачей. Она стала есть маленькими порциями, но часто, обязательно включая в свой рацион такие продукты, как спаржа, чеснок и шрот.
В свободное время она успевает следить за свои домом, наводя везде порядок и чистоту. Долгими вечерами актриса любит побыть одна, спокойно занимаясь любимыми делами, например, рисованием. Дома она может позволить себе быть некрасивой, предпочитая ходить в свободной одежде и без макияжа. На светских тусовках Ирина практически не бывает, да и на обложках журналов ее встретишь не часто. Она не стремится приобрести брендовые вещи и спокойно относится к бриллиантам, поэтому часто носит сережки с простыми камешками, которые ей больше по душе.
Розановой жаль своего времени, чтобы проводить его в Интернете. Она с удовольствием почитает книгу или полистает новый сценарий. Перешагнув 50-летний рубеж, актриса не ощущает своего возраста, так как намерена еще многое сделать в своей профессии, а также решить немало жизненных вопросов.